person33 aka Дюша (person33) wrote,
person33 aka Дюша
person33

In memoriam. Thomas Anthony (Tony) Ryan.

Третьего октября 2007-го года на 72-м году жизни скончался основатель крупнейшей авиакомпании дешёвых низких (ред.) цен Ryanair ирландский бизнесмен Тони Райан (Tony Ryan). Газета Sunday Times в топе богатейших людей Ирландии отвела ему седьмое место с состоянием, оцениваемом более миллиарда евро. Премьер-министр Ирландии Берти Ахерн в речи по поводу его кончины оценила его вклад в развитие авиабизнеса как «неоценимый». Мне захотелось узнать что-нибудь об этом человеке, но, к моему удивлению, в интернете оказалось не так много информации по теме. Будичи ленивы рациональным, я сперва обратился к рунету. Результат - ноль! Тогда побрёл в английскую сторону. В итоге у меня вышел текст, который любезно согласились опубликовать в одном деловом издании с красочной обложкой.

Великий бизнесмен родился...
...в обыкновенной ирландской семье второго февраля 1936-го года в г. Турлес в провинции Мунстер. Население Турлеса к нашему времени едва насчитывет восемь тысяч жителей, а тогда он был и вовсе крохотным. Тони был старшим из четырёх детей. Его отец, Мартин Райан, служил машинистом паровоза и часто брал сынишку в рейс в Лимерик и другие города юго-восточной части страны. Дед тоже был железнодорожником и долгое время работал станционным смотрителем. Так что транспортная отрасль и всё, что с ней связано, были, что называется, у Тони Райана «в крови». Мать Элизабет О’Доннелл учила детей протестантскому принципу, что успех лишь на пять процентов зависит от силы разума, а на оставшиеся девяносто пять – от силы действия. «Всегда лучше затупить лопату, чем дать ей заржаветь» - говорила она. И эти уроки не прошли даром.

В детстве Тони прилежно учился в местной религиозной школе Christian Brothers и по её окончании готовился ехать в какой-нибудь большой город для поступления в университет (в Турлесе отделение института TRBDI появилось намного позже), но внезапно от инфаркта умер отец. В шестнадцать лет, только что закончив школу, Тони отправляется работать на сахарную фабрику, поскольку семья осталась без средств к существованию. После двух лет чёрной работы, в 1956-м году он устроился стажёром в ирландскую национальную авиакомпанию Aer Lingus (которая сегодня среди прочих выполняет также полёты по маршруту Рига-Дублин). Быстро выучившись на клерка по обслуживанию клиентов, он воспользовался возможностями роста внутри компании, перешёл на позиции младшего менеджерского состава и через 20 лет закончил карьеру в компании на посту начальника отдела, занимавшегося сдачей другим компаниям временно невостребованного лётного парка. За время, проведённое в Aer Lingus, он по нескольку лет успел поработать в разных частях света, от Америки до Тайланда.

Как-то в один из вечеров 1974-го года, когда Тони уже подумывал о собственом бизнесе, в телевизионной передаче он посмотрел репортаж об уличном торговце съестным из одной из нищих южно-азиатских стран. Райана потрясло, что каждый день этот трудолюбивый человек отдаёт все свои силы и старания в замен на жалкие гроши дохода, которых едва хватает, чтобы свести концы с концами. В тот вечер Тони понял, что если он станет бизнесменом, то будет заниматься только высокодоходным бизнесом. Вскоре подоспели и идеи на этот счёт.

Guinness Peat Aviation

Первая идея, на годы определившая дальнейшую жизнь Тони Райана реализовалась в 1975-м году в виде компании Guinness Peat Aviation. Находясь в Aer Lingus он видел, какие широкие перспективы открываются перед сферой пассажирских авиаперевозок. Но далеко не все компании могли инвестировать многие десятки миллионов для закупок собственных самолётов, тем более вскоре после подкосившего авиамир нефтяного кризиса. Но арендовать, пусть даже очень дорогой летательный аппарат, могла позволить себе практически любая средней руки авиакомпания.

Он убедил руководство Aer Lingus создать отдельную структуру, которая, будучи подстрахованной заказами государственного перевозчика, начала бы заполнять никем пока не замеченную нишу. Идея состояла в том, чтобы покупать самолёты и сдавать их лётным компаниям. Начало бизнеса требовало немалых средств и ему пришлось заняться поиском инвестора. В качестве инвестора учреждаемой компании наряду с Aer Lingus согласился выступить британский коммерческий банк Guinness Peat. Фирма была зарегистрирована с уставным капиталом в 50 000 фунтов стерлингов, 5 000 из которых были личными сбережениями Тони Райана и обеспечивали ему долю в бизнесе.

Возглавляемая Райаном компания, начав с одного пользованного «Боинга 737», быстро разрасталась и к началу 90-х годов стала крупнейшей в мире авиализинговой компанией. К этому времени среди акционеров компании появились Air Canada и Mitsubishi Group, а среди директоров компании встречались такие широко известные люди, как экс премьер-министр Ирландии Гаррет Фицджеральд и бывший канцлер Великобритании Найджел Лоусон. Стоимость компании на пике её успеха составляла 4 миллиарда долларов.

Империя с годовым оборотом в два миллирда долларов, в которой лично Райану продолжало принадлежать 8% акций, помимо собственно аренды самолётов, оказывала также поддержку в вопросах технического обслуживания, ведения проектов, инвестиционной деятельности, а также финансового инжиниринга.

Флот компани состоял из 393 турбовинтовых и реактивных самолётов, которые сдавались 101 лётной компании в 47-ми странах. Guinness Peat Aviation сотрудничала с отдельными компаниями и с целыми государствами. Так, с конца 70-х высший менеджмент корпорации, в том числе и председатель совета директоров Райан стали наносить визиты в Китай и СССР. Первый западный самолёт на территории бывшего Советского Союза появился именно через GPA. Однако Советсткое правительство в итоге сделало ставку на собственную авиапромышленность. Китай пошёл другим путём: после затяжных переговоров, длившихся с 1978 по 1980-й, китайское руководство решило использовать самолёты западного производства и в течение следующих двух с половиной лет воспользовалось четырьмя десятками лайнеров от Guinness Peat Aviation.

Впоследствии Райан с улыбкой вспоминал свои первые поездки в соц-лагерь: в гостиницах спартанского типа мультимиллионеру приходилось спать на раскладушках, визитёров с Запада всегда размещали по двое в номере, «чтобы не скучно было», причём какого гостя с кем поселить, решала исключительно принимающая сторона. Он испытал на себе ограничения в передвижении, слежку и крайнюю степень недоверия, ведь, по мнению КГБ, человек, занимающийся столь крупным и ответственным бизнесом, просто обязан быть шпионом. Однако подозрения советстких спецслужб не подтвердились и позже отношения значительно потеплели.

Во время руководства компанией, которая уже сама по себе, будучи крупнейшим международным бизнесом, родившимся и продолжающем оставаться в депрессивной в то время Ирландии, приносила немало пользы стране, Тони Райан прославился своим меценатством и благотворительностью. Он покровительствовал наукам и искусствам, спонсировал музыкальные, художественные и литературные конкурсы и мероприятия, выплачивал стипендии и гранты. Он стоял у истоков создания института изучения моря в Галвее, названного им в честь отца, Мартина Райана, а так же учредил с сыновьями академию предпринимательства при Дублинском Университете. У него было пожизненное почётное членство в совете Национального Института Высшего Образования в Лимерике. Учёный совет этого учебного заведения присвоил Томасу Энтони Райану (таково было его полное имя) почётную докторскую степень по экономике. Благотворительность Доктора Райана, как его с тех пор называют на родине, не ограничивалась одной Ирландией. Так, во время голода в Эфиопии 1984-85-х годах его фирмой было организовано и оплачено несколько самолётов с продовольствием.

Но в 1991-м внезапно нагрянула беда. Guinness Peat Aviation бурно росла, объявила о планах закупки 700 новых самолётов до 2000-го года и для привлечения капитала готовилась к своему самому масштабному проекту - одновременному выходу на Нью-Йоркскую, Лондонскую, Токийскую и Дублинскую биржи. Но процесс первичного размещения акций (IPO) совпал с военными действиями в Персидском Заливе и институциональные инвесторы, опасаясь глобальных проблемм, вызванных повышением цен на нефть, отозвали свои заявки. Фирма в одночасье оказалась на грани банкротства. Бизнес, оказавшийся сильно переоценённым, моментально погряз в гигантских долгах. Райан, пытаясь спасти попавшую в опаснейший переплёт фирму, выкупает акции за личные деньги, берёт 35-ти миллионный кредит на своё имя, но тонущий корабль слишком тяжёл и перед только что преуспевающим Райаном замаячила перспектива личной неплатежеспособности.

Мероприятия по спасению Guinness Peat Aviation продолжались два года. В итоге к концу 1993-го года прошедшая через полную реструктуризацию компания (теперь с коротким названием GPA) перешла под контроль структур американской General Electric. К 1996-у году GPA, уже не руководимая Райаном, продаёт 229 самолётов и покрывает все долги, выйдя впервые после 1991-го года на прибыль. В 1998-м инвестиционный фонд Texas Pacific Group поглотил 62 процента GPA и компания сменила название на AerFi Group plc. А ещё через год компания была перепродана шведскому профильному предприятию Indigo Aviation. В 2000-м году AerFi оперировала 104-мя самолётами и показала прибыль в размере 68 миллионов долларов. В этом же году компания в очередной раз меняет стратегического инвестора на альянс AirFrance и DaimlerChrysler, а Тони Райан выходит из игры и избавляется от всех своих долей, выручив за них 55 миллионов евро.


RYANAIR

В 80-х годах двадцатого столетия, когда дела в инвестиционо-лизинговой Guinness Peat Aviation шли самым что ни на есть превосходным образом, Тони Райан с двумя своими сыновьями и Лиамом Лонерганом, владельцем одного из ирландских туристических агенств, создают небольшую авиакомпанию, по их же собственным словам, «для создания альтернативы монополизировавшим ирландское небо Aer Lingus и British Airways». Так в 1985-м году появилась ныне широко известная в Европе и за её пределами Ryanair, названная так, к слову, в честь сыновей, а не самого Томаса Энтони. Компания приобрела 15-ти местный турбовинтовой самолёт бразильского производства и объявила о начале регулярных полётов из ирландского Вотерфорда в Лондон (Гатвик). В следующем году был куплен второй самолёт и открыт новый регулярный рейс Дублин – Лондон (Лютон).

В те времена в Европе действовали жёсткие правила, которые в интересах национальных перевозчиков запрещали частным авиалиниям организовывать рейсы, совпадающие по маршруту с осуществлявшимися государственными корпорациями. Рейс Дублин-Лондон тоже подпадал под это правило, но в 86-м прорыночное правительство Маргарет Тэтчер в одностороннем порядке отменило это ограничение, что и позволило Ryanair открыть второй маршрут, невзирая на формальный запрет со стороны Ирландского законодательства. Таким образом новоявленной компании удалось перевезти 82 000 пассажиров уже во второй год своего существования.

Но истинный расцвет компании начался после второй волны либерализации европейского рынка пассажирских авиаперевозок в 1997-м году. А в восьмидесятых фирма постепенно росла, увеличивала количество пассажиров и продолжала держать цены на более низком уровне, чем её именитые конкуренты. Однако затраты были на том же уровне, что и у последних, поэтому вплоть до 1991-го года фирма неизменно приносила своим владельцам убытки. Прада, Тони Райана это обстоятельство ничуть не смущало, он не мыслил себя без собственной транспортной фирмы. Но когда у GPA начались проблемы и источник поддержки Ryanair исчез, в полный рост встал вопрос о прекращении бизнеса. И тут Тони Райану во второй раз пришла идея, приведшая к созданию им ещё одной уникальной компании мирового масштаба.

Надо сказать, что Райан всегда славился своим умением разбираться в людях. В его Guiness Peat Aviation собирались и вырастали лучшие специалисты своего дела. После развала GPA бывшие сотрудники и директора этой компании заняли ключевые посты в других крупных корпорациях. Сегодня многие из них обладают миллионными состояниями, а некоторые из них отмечены в списках мультимиллионеров. Проницательные голубые глаза Тони Райана безошибочно улавливали все достоинства человека и он знал, как и куда его нужно направлять, чтобы он смог открыть и высвободить заложенный в каждом потенциал. Его кадровая политика может, и противоречила тому, что написано в популярных учебниках по менеджменту, но работала отлично. Его стиль управления можно было бы назвать «гуманистической монархией».

Др. Райан всегда делал ставку на людей, он был одинм из первых, кто не стал ограничиваться высокими жалованиями, но широко практиковал передачу персоналу долей компании. Любые достижения им щедро поощрялись, а ошибки не замечались, если только они не были совершены по безответственности или халатности. Сам неизменно пребывая на самой верхушке построенной им иерархии, он всегда вкладывал в людей, всячески способствовал их профессиональному росту и личному развитию. Именно это его качество воздалось сторицей в случае с убыточной Ryanair.

Райан осознавал, что его авиабизнес обречён, если он будет продолжать прямо конкурировать с Britsh Airways и Aer Lingus и единственным выходом из ситуации представлялся переход в другую рыночную нишу. Но в какую? Приемлемой альтернативой был самый дешёвый сегмент. Профессионалам было известно, что в Америке действует, и небезуспешно, некая техасская компания Southwest Airlines, позиционирующая себя как «дискаунтер», так что какая-никакая тропинка была уже проторена. Но оставвался открытым вопрос, примет ли консервативная Европа хоть и более дешёвый, но усечённый сервис? В то время слой европейского среднего класса, целевой группы дешёвых перелётов, имел тенденции к расширению и Райан решается встать на этот путь.

Очевидно, что бизнес, ставящий во главу угла низкие цены, работает на грани фола, каждый день имея дело с рискованными, а зачастую и просто кризисными ситуациями. Тони отчётливо понимал, что столь авантюрным предприятием дожен руководить столь же подходящий для этого менеджер, т.к. любая допущенная слабость или даже минимальное промедление чревато большими неприятностями. Поэтому интиллигентный и даже застенчивый Райан приглашает вступисть в бизнес своего консультанта по налогам Майкла О’Лири, отмеченного харизмой и бескомпромиссностью и сразу предоставляет ему часть акций компании.

Ещё с 1988-го года О’Лири был в курсе дела и на правах личного финансового консультанта неоднократно настаивал на закрытии убыточного дела. Но Райану удалось заставить его поверить в блистательное будущее Ryanair и даже занять пост заместителя генерального директора, т.е. самого Тони Райана!

Сразу после этого назначения Райан заключает договорённость с директором Southwest Airlines Хербом Келлером и посылает к нему своего протеже для перенятия американского опыта. По возвращении 30-летний Майкл шокирует Райана и всё руководство компании предложениями вовсе отказаться от кормления пассажиров на борту, а в высвободившееся время продавать сувениры. Как тогда казалось, это было бы уж слишком неприкрытой дерзостью, которая наверняка должна была бы отвратить часть клиентов. При этом Райан оставался при мнении, что единственным человеком, способным переродить компанию, был именно брутальный Майкл и к 1994-му году окончательно передал ему брадзы правления фамильной компании.

Под руководством О’Лири, ко всему прочему талантливого экономиста, компания привлекла инвестиции на Ирландской и Американской (NASDAQ) биржах, открыла новые рейсы в Стокгольм, Осло, Париж и Брюссель, а после окончательной либерализации Европейского рынка авиаперевозок заключила двухмиллиардный контракт на изготовление сорока пяти «Boeing 737-800». В октябре 2006 года Ryanair предприняла попытку поглотить Aer Lingus, но ирландскому правительству с принадлежащими ему сорока семью процентами капитала авиакомпании удалось провалить сделку и таким образом сохранить национальный флот. «Мы хотели приобрести небольшую региональную авиакомпанию» - позже по этому поводу написал в обращении к акционерам О’Лири.

Сегодня Ryanair является крупнейшей в Европе авиакомпанией-дискаунтером и одной из самых крупных среди всех авиакомпаний мира. Число перевозимых пассажиров неуклонно растёт и на сегодня этот показатель составляет 50 миллионов в год. Ryanair обслуживает 516 рейсов между 26-ю странами, располагает 23-мя базами технического обслуживания, самая крупная из которых находится в Лондоне (Стенстед). Центральный офис корпорации по-прежнему находится в Ирландии, в Дублине.

Тони Райан до конца жизни занимал место в совете директоров Ryanair и был в курсе всех дел. Последние годы он проживал в безналоговой зоне Монте Карло и О’Лири нередко приезжал к нему советоваться по разным делам. Основатель GPA и Ryanair участвовал в создании дискаунтера Tiger Airlines в Сингапуре и мексиканского Vivo Aerobus, имел доли в американской Allegiant. Авиамагнат коллекционировал предметы искусства и старины, безвозмездно выполнял роль госуполномоченого в совете управляющих Ирландской национальной галереи, был директором фонда университета в Лимерике, инвестировал в недвижимость, способствовал развитию родной провинции посредством создания Tipperary Trading Company, восстанавливал библиотеки и учреждал музеи. На международном уровне Тони Райан являлся членом европейского круглого стола и почётным консулом Мексики в Ирландии. Ещё он любил играть в регби и хоккей с мячом, занимался разведением породистых лошадей, сажал деревья, охотился, рыбачил и владел французскими виноградниками. Будучи перфекционистом, всему, чем он занимался, он стремился придать наилучший вид. Тони Райан любил общество красивых и самостоятельных женщин и обожал детей.

Всю жизнь напряжённо работая, Тони Райан никогда не щадил себя и требовал отдачи от окружающих. Сделав работу, он моментально переключался на отдых и часто устраивал барбекю, вечеринки и весёлые представления, в которых принимали участие его жена Майрид, многочисленные родственники, друзья, сослуживцы и их семьи. Когда стало известно, что рак поджелудочной железы даёт ему ещё максимум две недели жизни и сыновья пришли к нему с предложением устроить на похоронах вечер памяти, посвященный его жизненному пути, его глаза заискрились и он попросил: «давайте перенесём мероприятие на недельку раньше, тогда я тоже приду!»

К слову: Ryanair не только одна из самых больших авиакомпаний в мире, но и одна из самых скандальных. Она известна своими войнами с профсоюзами, её неоднократно обвиняли в маскировке налгов и сборов аэропортов при продаже билетов, ругали за плохое обслуживание, и судили за вводящую в заблуждение рекламу. В октябре 2006 компания по версии одного из европейских изданий признана самым нелюбимым из всех авиаперевозчиков мира, а в ноябре тогоже года признана европейским чемпионом по количеству жалоб клиентов. Майкла О’Лири обвиняют в употреблении нецензурной лексики.

Так в августе этого года Британская Служба Стандартов Рекламы поддержала жалобу на то, что Ryanair ввела в заблуждение публику рекламной компанией полётов из Лондона (Стенстед) в Брюссель (на самом деле в Charleroi, что в шестидесяти километров от Брюсселя), сравнивая свои услуги со скоростными поездом Eurostar. В сравнении, которое утверждало, что полёт «быстрее и дешевле», не были учтены как затраты на то, чтобы добраться до аэропорта и из него, так и время, необходимое для этого.

Некоторые принципы, на которые опирается бизнес авиадискаунтера: Весь парк самолётов должен состоять по возможности из одной модели, в этом случае гораздо быстрее и дешевле проводить обслуживание, обучение персонала и другие операции. Самолёты не должны долго находиться на земле. Ещё Southwest Airlines ввела «стандарт 10-ти минутного разворота» - именно столько времени можно в идеале затрачивать на подготовку к вылету после очередного приземления. Очень важно эффективное использование финансовых инструментов, в особенности хеджирование топливных закупок. Финансовые аналитики таких компаний прогнозируют движение цен на нефть на несколько лет вперёд и заключают деривативные сделки по всему миру. Дешёвые перевозчики стараются использовать непопулярные, а потому менее дорогие аэропорты. Для дискаунтеров обычны прямые продажи билетов, чаще через интернет, они не указывают места на билетах и каждый может занять любое свободное место на борту. Сами билеты обычно виртуальные: чтобы иметь билет, достаточно записать или запомниить его уникальный номер, генерируемый при резервации.

Примечание: Для издания я постеснялся это написать, а тут скажу: а ещё Майкл О'Лири отпетый матершинник и попросту грубиян. Обкладывает в три этажа всё, что попадает в его поле зрения. Ещё он известен своими экстравагантными выходками. Например, когда в Дублине ввели отдельные полосы для общественного транспорта, он зарегистрировал свою машину в регистре таксомоторов и теперь надменно (и вполне легально!) объезжает томящихся в пробках других водителей. Но это так, штрих к портрету. Как бизнесмен он крут и это здесь главное.

Page 1 Page 2 Page 3 Page 4 Page 5 Page 6 Page 7
Tags: in memoriam
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 4 comments